ХИРУРГИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ Вся хирургическая стоматология в Москве на DentalSurgery.ru
о проекте цены запись на прием карта сайта

ХИРУРГИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ - Воспаление тройничного нерва

Воспаление тройничного нерва

Невралгия тройничного нерва

www.dentalsurgery.ru

Воспаление (невралгия) тройничного нерва – мучительное заболевание, которое сопровождается внезапными острыми болями в щеке или челюсти и плохо поддается лекарственной терапии. Часто больные вообще избегают лекарств из-за вредных побочных эффектов и из-за того, что боль после них становится еще нестерпимее, а приступы возникают чаще.

Существует деление невралгии (воспаления) на две формы:

1. первичную (эссенциальную, идиопатическую, типичную);
  2. вторичную (симптоматическую).

К первой относят невралгию тройничного нерва, которая развивается вне зависимости от какого-либо возникшего ранее болезненного процесса, ко второй - симптомокомплексы, являющиеся осложнением первичного заболевания.

Также предложено деление невралгий тройничного нерва на две основные группы:

• воспаление тройничного нерва преимущественно центрального генеза, т. е. с преобладанием центрального компонента;
  • невралгия тройничного нерва преимущественно периферического генеза, т. е. с преобладанием периферического компонента.

Невралгия тройничного нерва преимущественно центрального генеза

Невралгия тройничного нерва : признаки болезни

Эта форма заболевания чаще встречается у женщин (соотношение 3:2). Начинается болезнь обычно в возрасте между 40 и 60 годами, что позволяет предполагать влияние сосудистого, а также эндокринно-обменных факторов на механизмы развития невралгий.

Болезнь проявляется приступами мучительных кратковременных болей, которые локализуются в зоне иннервации одной или нескольких ветвей тройничного нерва. Необходимо отметить, что область распространения боли совпадает с зоной иннервации нерва лишь условно. Она обычно выходит за границы иннервации участка той или иной ветви тройничного нерва. Часто она распространяется вертикально по лицу, на обе щеки, по нижней челюсти или имеет форму круга. Следует обратить особое внимание на то, что болевые пароксизмы при этой форме продолжаются от нескольких секунд до нескольких минут. Прекращаются они внезапно, резко обрываясь, и в межприступном периоде болей не бывает.

ПРОТЕЗИРОВАНИЕ И ИМПЛАНТАЦИЯ ЗУБОВ за РУБЕЖОМ

Приступ болей нередко сопровождается вегетативными проявлениями в виде гиперемии лица, слезотечения, повышенного слюноотделения и т. д. Возникают рефлекторные сокращения мимической и жевательной мускулатуры.

Двусторонняя невралгия тройничного нерва преимущественно центрального генеза

Невралгия тройничного нерва : признаки болезни

Заболевание встречается у женщин в 2 раза чаще, чем у мужчин, возникает в основном в возрасте после 30 лет, наиболее часто - от 40 до 50 лет, причем у мужчин болезнь возникает в более молодом возрасте. Так, средний возраст женщин, составляет 49 лет, мужчин - 43 года. Двусторонняя невралгия тройничного нерва - хроническое заболевание, длящееся десятки лет. Как правило, боли начинаются на одной стороне, а спустя какое-то время появляются и на другой. Лишь в очень редких случаях они возникают сразу на обеих сторонах. Сроки возникновения болей на другой стороне различные - от нескольких месяцев до нескольких лет. Таким образом, для двусторонних тригеминальных невралгий характерен значительный временной интервал между началом заболевания и появлением болей на противоположной стороне лица.

Невралгии тройничного нерва преимущественно периферического генеза

Воспаление тройничного нерва могут возникать вследствие воздействия патологического процесса на различные участки периферического отдела тройничного нерва. Это могут быть опухоли, локализующиеся в задней или средней черепной ямке, базальные менингиты, заболевания придаточных пазух носа, зубо-челюстной системы, нарушения прикуса и др.

В отличие от невралгии с преимущественно центральным компонентом патогенеза при этих формах невралгии клиническая картина заболевания имеет ряд особенностей:

1. Первоначально боли возникают в месте локализации первичного патологического процесса (опухоли, очаги воспаления, травмы и т. п.);
  2. Приступам тригеминальной невралгии часто предшествуют длительные и тягостные болевые ощущения в зоне иннервации соответствующей ветви тройничного нерва;
  3. Болевой синдром, приступообразно усиливаясь, длится долго (часы и сутки), ослабевая постепенно;
  4. Болевые проявления могут быть ограничены зоной разветвления отдельных нервов в пределах основных ветвей тройничного нерва, зубных сплетений или их ветвей и т. п.;
  5. Новокаиновые и спиртоновокаиновые блокады приводят к очень кратковременному улучшению, давая терапевтический эффект лишь на период действия новокаина, в дальнейшем, как правило, наступает усиление болевого синдрома;
  6. Заметный терапевтический эффект дает прием анальгетиков. Препараты группы карбамазепина обычно либо вызывают очень незначительное уменьшение болей, либо оказываются совершенно неэффективными;
  7. Клиническая картина невралгии может меняться в зависимости от состояния основного патологического процесса;
  8. Устранение причины тригеминального синдрома часто не приводит к ликвидации невралгии.

Одонтогенные невралгии тройничного нерва Основными этиологическими факторами, приводящими к развитию одонтогенных невралгий, оказываются патологические процессы зубочелюстной системы и неэффективные или неправильные методы их лечения.

Наиболее частыми причинами являются:

• травматические (сложные) удаления зубов, в том числе наличие костных отломков и остатков корней в лунке;
  • пульпиты и периодонтиты;
  • явления гальванизма при использовании разных металлов для пломб и протезов;
  • плохо изготовленные протезы, травмирующие слизистую оболочку рта или нарушающие высоту прикуса;
  • гингивит и другие заболевания пародонта;
  • остеомиелит челюстных костей и другие заболевания.

Постгерпетическая невралгия тройничного нерва

Опоясывающий герпес является инфекционным заболеванием, которое вызывается нейротропным фильтрующимся вирусом. Этот вирус близок вирусу ветряной оспы или идентичен ему.

В настоящее время установлено, что при заболевании герпесом страдают различные отделы нервной системы, в основном ганглии и чувствительные корешки, а также оболочки головного мозга, где наблюдаются явления инфильтрации с геморрагическими очагами.

При поражении нервной системы вирусом опоясывающего герпеса возможны следующие формы болевых синдромов в области лица:

1. головные и лицевые боли диффузного характера, являющиеся одним из проявлений оболочечного симптомокомплекса;
  2. острая невралгия тройничного нерва;
  3. ранние постгерпетические невралгии (длительностью до 6 мес);
  4. поздние постгерпетические невралгии (длительностью от 6 мес до нескольких лет).
ПРОТЕЗИРОВАНИЕ И ИМПЛАНТАЦИЯ ЗУБОВ за РУБЕЖОМ

Запись на прием в клинику

Имя Отчество Фамилия: *

Контактный телефон: *

Контактный e-mail: *

Предмет консультации и желательное время посещения:

* Поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения. Все представленные данные являются конфиденциальными и не подлежат публикации в открытых источниках и базах.

НА ГЛАВНУЮ  - dentalsurgery.ru